Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Семья в зеркале науки

«От Микити ко Улианице. Пойди за мьене. Яз тыбе хочцю, а ты мене...» Текст этой новгородской бересты сквозь мглу столетий доносит до нас голоса далёкого прошлого. Голоса любви. Голоса семейного счастья. Но не всегда они имеют только лирическую тональность.

«Если человек, взяв жену, не заключает с ней договора, эта женщина не жена». Сурово? Но закономерно. Ибо в этом составленном почти четыре тысячи лет назад документе — одном из законов царя вавилонской династии Хаммурапи — едва ли не впервые было выражено требование правовой регламентации брачно-семейных отношений. То, что впоследствии обретёт новую жизнь в чёткой формулировке К. Маркса: «Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принуждён подчиняться законам брака, раз он вступил в брак». То, что становится до конца понятным только при чётком осмыслении одного простого для выражения, но сложного для осознания положения: семья должна подчиняться законам общества потому, что она является исходной его ячейкой, полноправным общественным институтом.

Современные учёные рассматривают семью (мы воспользуемся здесь определением известного социолога А. Г. Харчева) как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Если немного раскрыть это весьма ёмкое определение, то окажется, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к меняющимся общественным отношениям (хотя и является, пожалуй, одним из самых устойчивых общественных институтов). О системе взаимоотношений здесь упомянуто потому, что в семье этих самых взаимоотношений довольно много. Малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне подпадает под определение этого исходного для любого общества элемента, отличаясь, правда, характером объединения (очень личным). Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была «личным делом», ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определённых функций, и прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной.

Остановимся на функции воспитательной. Сущность её достаточно ясна, ибо именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребёнок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать её своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребёнка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т. п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина социалистического общества. Почему именно в семье? Да потому, что за всю свою историю человечество так и не создало — и, наверное, никогда не создаст — лучшего института воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что даёт нормальная семейная атмосфера, общение ребёнка с отцом и матерью. Дети, выросшие в этих учреждениях (как впрочем, и те, хотя и меньше, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чём-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят своё место в жизни. А раз так, давайте постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребёнка, но гражданина и человека. Общество доверило нам эту важную задачу, всемерно помогает в её решении, и мы обязаны оправдать его надежды.

заправить картридж в Бишкеке


Яндекс.Метрика