Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Репродуктивная функция семьи

Теперь обратимся ко второй из важнейших функций семьи — репродуктивной. 

Главное здесь— воспроизводство в детях численности родителей. Естественно, что только в семье это воспроизводство может осуществляться полноценно. В масштабе общества для простого (даже расширенного) воспроизводства населения (т. е. чтобы нас не стало меньше) необходимо, чтобы на каждые двое лиц противоположного пола приходилось не меньше двоих детей. С учётом же того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьёй, весьма желательно, чтобы большинство семей у нас были трёхдетными. Однако, к сожалению, пока лишь редкие семьи выполняют эту «общественную нагрузку». По данным VI Всесоюзной переписи населения 1979 г., средний размер советской семьи сейчас составляет (условно) 3,5 человека. Как вы сами понимаете, в этом случае ни нормальное, ни тем более расширенное воспроизводство населения Советского Союза осуществлено быть не может. И это в условиях, когда развивающаяся бурными темпами экономика нашей страны непрерывно нуждается в притоке новых рабочих рук. Значит, сегодня проблема повышения эффективности репродуктивной функции семьи, стимулирования рождаемости — одна из важнейших. И не случайно этому вопросу сейчас уделяется столь много внимания, причём растущая забота нашего государства о советской семье нашла своё конкретное и чёткое воплощение в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981) и др.

А теперь вернёмся к вопросам воспитания и вспомним открывшую эту книгу мысль А. С. Макаренко о том, что формирование детей происходит на основе удивительно чутко и последовательно воспринимаемого ими опыта, характера и образа жизни семьи. И значит, говоря о воспитании в семье, мы прежде всего должны говорить о педагогике семейных отношений. Каких именно?

По мнению известного советского «семьеведа» В. Соловьёва, всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов. Социально-биологические отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, гигиены и, вообще, пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, а также родственных отношений между членами семьи. Образующие материальную основу бытия семьи отношения хозяйственно-экономические включают ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распределение обязанностей по дому и тому подобные «земные» вещи,— словом, тот быт, о который, не только по словам поэта, но и по данным социологов, сплошь и рядом «разбиваются семейные лодки». В отличие от этих «базисных» отношений, все остальные виды семейных отношений составляют своеобразную «надстройку». Так, юридические отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, личных и имущественных прав и обязанностей супругов, отношения между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления. Нравственные отношения охватывают вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга, и нравственных ценностей семьи, идейно-нравственного воспитания и т. п., создавая в то же время фундаментальную основу развития ребёнка как человека и гражданина. Психологические отношения представляют из себя сферу взаимодействия психического склада членов семьи и реализуют моменты их совместимости, психологического климата в семье, формирования чувств и межличностных отношений, развития ребёнка как личности. Педагогические отношения (не всегда, к сожалению, выделяемые) прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи. Наконец, эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений литературы и искусства и образуют тем самым основу культурной преемственности семьи.

Статья размещена благодаря компании ХостерМедиа, занимающейся рекламой в интернете Бишкека и Киргизии.


Яндекс.Метрика