Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Психология семейных отношений

altВ одном из весёлых кроссвордов утверждалось, что свадьба — это торжественный старт двух оптимистов в неведомое. Если отбросить вполне естественную для этого издания весёлость, в определении этом окажется изрядная доля весьма серьёзной истины, ибо в браке встречаются не просто два человека, а два уникальных по своей сложности психологических мира, два семейных клана, на стыке которых отныне н будет протекать жизнь молодой семьи.

...Ещё совсем недавно отгремела свадьба, ещё живы в памяти все смешные и трогательные моменты предбрачного ухаживания, ещё имеет медовый вкус совместное времяпрепровождение супругов, но уже зарождаются, в глубине супружества зреют ростки будущей системы отношений членов семьи и всего семейного уклада... И пройдёт ещё совсем немного времени, и все их острые углы выйдут на поверхность и начнут проверять на прочность семейную лодку.

«Не может быть, мы ведь любим друг друга!» — так обычно отвечают на подобные пессимистические рассуждения многие молодые супруги. Но что поделать! И конфликты, и размолвки, и спады той же любви и вообще отношений неизбежны, ибо закономерно обусловлены самой сутью психологии семейных отношений, безграничную сложность которых мы с вами начинаем познавать.
Социологи и социальные психологи любят ссылаться на В. Шекспира, утверждавшего: Весь мир — театр.

В нём женщины, мужчины — все актёры. У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль.

Правда, великий Шекспир вложил эти слова в уста малопочтенного персонажа, но, как известно, идея ценна вне зависимости от того, кто именно её высказал. Дело в том, что В. Шекспир предвосхитил здесь одно из фундаментальных положений современной социальной психологии — то, по которому любые отношения между людьми носят не только межличностный, но и ролевой характер. Попробуем познакомиться с этим более подробно.

Мы рождаемся, живём и умираем в обществе. Без него наша жизнь немыслима, и любые попытки западных учёных представить человека в виде большого двуногого животного заведомо обречены на провал, ибо даже новорождённый — изначально социальное существо: любое его отношение с окружающей действительностью опосредовано взрослым. И с момента нашего прихода в этот мир мы начинаем занимать в обществе определённую позицию — младенца, «ясельника», воспитанника детского сада, школьника, учащегося ПТУ, техникума или вуза, рабочего, инженера или служащего и т. д. Здесь перечислены только некоторые основные позиции, которые мы можем занимать в течение нашей жизни. На самом деле их больше, особенно если вспомнить, сколь богата и многообразна наша жизнь. Ведь каждый день мы автоматически становимся то пешеходом, то пассажиром, то начальником, то подчинённым, то покупателем, то зрителем. Занимая определённую позицию в сложной лестнице общественных отношений, мы одновременно выполняем и некоторую возложенную на нас обществом функцию — в полном соответствии с этой позицией. А выполняем мы её довольно чётко определённым образом, ибо функция-то — общественная, и потому общество вправе контролировать нас, чтобы выполняли мы её «как надо». И оно это делает через совокупность своих институтов контроля: от семьи и ближайшего окружения до правоохранительной системы.



Яндекс.Метрика