Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Общение ребенка со взрослыми и детьми во втором полугодии жизни

Общение ребенка со взрослыми и детьми во втором полугодии жизниУмения устойчиво сидеть и ходить расширяют возможности восприятия окружающего и создают условия для более широких контактов: ведь ребенок приобретает возможность приблизиться к воспитателю, няне, другим детям. Утром при приеме можно наблюдать такую картину: одиннадцатимесячный малыш, сидящий за барьером напольного манежа, улыбается, увидев, как воспитатель ведет (или несет) другого. И как только вновь пришедшего поместят в манеж, устремляется навстречу, начинает с ним играть. Такое общение обогащает освоенные Детьми предметные действия и те игры, которые с ними разучил воспитатель, например прятки, догонялки.

Годовалые дети протягивают игрушку соседу или просят ее у него: «дай-дай». Получив, накрывают ярким платком («прячут»), а те, кто сидят рядом, стягивают платок и радуются: «Нашли!». Таким же образом в организованном воспитателем общении детей знакомят друг друга с именами: «Где Вова?». «Вот он Вова!», — когда кто-то из детей стянет платок. Так в течение первого года ребенок осваивает общественный опыт общения с людьми, использования окружающих вещей.

Для организации жизни ребенка по режиму начиная с первых недель и месяцев жизни важно приучить его активно бодрствовать и глубоко спать.

В первый месяц жизни ребенок способен реагировать на некоторые внешние воздействия: при ярком свете он жмурится, при громких звуках вздрагивает. Однако его анализаторы в силу ряда физиологических причин еще не воспринимают многообразия окружающего мира. Поэтому активного бодрствования, как такового, у него нет. Сон также не сформирован. Эти состояния проявляются как пограничные: кратковременное бодрствование, в основном во время кормления, прерывается неглубоким сном. При этом ребенок может беспокойно двигаться, кряхтеть, производить сосательные движения.

Активное бодрствование обеспечивается условиями, создаваемыми для деятельности органов чувств ребенка и активных движений. Формируют умение активно бодрствовать начиная с 3—4 недель. И дома над кроваткой ребенка (на стойках) подвешивают яркие игрушки, с ним разговаривают, чтобы вызвать зрительное и слуховое сосредоточение; обеспечивают возможность двигаться (надевают зашитые на концах ног штанишки и помещают его в манеж или кладут на широкий диван).

Небезразлична и последовательность чередования основных состояний (в частности, когда кормить ребенка, до или после сна). Если ребенка первых месяцев жизни кормят до сна, то через 1 —1,5 часа, к моменту пробуждения, его желудок уже пуст. Бодрствование же на пустой желудок приводит к беспокойству, капризам. Малыш плохо занимается игрушками. В яслях-саду ребенка первого года жизни кормят после сна. Выспавшись, он хорошо ест, а сытый — долго и спокойно играет.


Яндекс.Метрика