Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Дозировка поощрения

Прежде всего, обратите внимание, что вообще-то существуют два типа поведения, которые следует поощрять. Первое — это когда ваш ребёнок сделал что-то хорошее, совершил некое правильное действо, за что его, конечно же, нужно похвалить. Второе — это когда в тяжёлый момент в ситуации морального выбора, в стечении сложных обстоятельств и в ваше отсутствие сделал правильный шаг, поступил так, как должно (и единственно возможно!) для настоящего человека. И можно вполне согласиться с венгерским психологом Й. Раншбургом, что поощрение за второй тип поведения должно быть куда более сильным, чем за первое. Почему? Да потому, что первый тип поведения — освоение нового действия, высокая отметка за хороший ответ в школе — сам по себе органически включает награду — ощущение успеха, которое так важно и детям, и взрослым. Сплошь и рядом этого внутреннего поощрения может оказаться вполне достаточно для поддержания полезной активности. А вот хваля сверх меры, её можно сделать качественно другой — худшей. Нет, не за счёт «переедания» — в поощрении. Но может случиться уже известный вам сдвиг мотива на цель деятельности, и то, что раньше ваш ребёнок выполнял в силу удовольствия от самого процесса, он начнёт делать ради его результата — вашего или какого-то другого поощрения. Например, учиться он станет не ради получения знаний, не из удовольствия постигать неведомое, а из-за отметки. Поэтому не увлекайтесь поощрением за успехи в деятельности. Обязательно замечайте все положительные изменения, одобряйте и поддерживайте их. И объясняйте, в чём именно успех этот заключается, идя от конкретного к общему. И чётко следите при этом, в каких именно соотношениях находятся мотив и цель деятельности ваших сына или дочери.

А вот за любые положительные формы поведения второго типа поощрять попросту необходимо. Более того, их нужно даже вознаграждать. Пыхтя от напряжения, поднёс сумку соседке-бабушке; со слезами, но решительно встал на защиту кошки, которую мучали пришлые мальчишки; защитил слабого; сказал правду там, где удобнее и выгоднее было бы солгать,— все подобные поступки изначально не несут в себе никакого удовольствия, и подлинно нравственному поведению мы должны своих детей учить, горячо поощряя любое проявление ростков будущей коммунистической морали.

Что ещё можно сказать о поощрении? Форм его сравнительно немного — одобрение, похвала, вознаграждение,— и потому перед родителями частенько встаёт вопрос: а как это самое поощрение разнообразить? Да довольно просто — за счёт варьирования его условий: места, времени, обстановки, интонаций, продолжительности и т. п. Учитывайте следующие моменты.

Прежде всего дозировка поощрения. Она не должна вызывать у ребёнка чувства недооценивания. Но перехваливать его, как вы поняли, тоже не следует. Поэтому за выполнение вами же введённых правил только одобряйте и хвалите. Вознаграждайте же самостоятельно найденные ребёнком правильные действия и нравственное поведение.

Ещё учтите, что эффект поощрения в случае его публичности и гласности увеличивается (если малыш совершил что-то действительно хорошее, созовите наличествующих домашних и похвалите его в их присутствии). Но он может быть полностью сведен на пет, и даже превратиться в нечто противоположное, если поощрение пришло не сразу (никогда с ним не запаздывайте!). Если хваля ребёнка в присутствии других ребят, вы противопоставляете его им (никогда не делайте этого). Если ваша похвала неопределённа и неконкретна (объясняйте, за что хвалите!). И наконец, если за сделанное коллективно вы хвалите всех, не отмечая вклад каждого (не хвалите скопом!).



Яндекс.Метрика