Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Изучение деятельности ваших детей в играх и воспитание по результатам деятельности

Изучение деятельности ваших детей в играх и воспитание по результатам деятельностиТам же, в играх и других видах совместной деятельности детей, вы определите и другое важное их качество — уровень активности в поведении и взаимоотношениях (т. е. каким ребёнок себя в них проявляет — инициативным, исполнительным или инертным) — и примите соответствующие меры, чтобы активность эта — в случае отсутствия — стала достаточно высокой. При этом учтите, что для инициативных детей лучшей формой побуждающего воздействия являются побуждение и убеждение, для инертных желательно ещё и увещевание и понуждение, пассивных же иногда можно и нужно принуждать к выполнению необходимых действий.

Впрочем, здесь мы заговорили уже о таком слагаемом искусства быть родителем, как умение побуждать ребёнка на нужное, важное и полезное. Первое из его составляющих — правильный выбор метода обращения. По форме оно может быть весьма разнообразным — пожелание, совет, просьба, рекомендация, уведомление, разъяснение, объяснение, распоряжение, требование, приказ, команда и т. п. Методов же поощряющего словесного воздействия, по мнению советского психолога Ю. Д. Красовского, можно выделить пять.

Наилучший из них — побуждение, порождающее в ребёнке сознание своей ценности и значительности, а вместе с ними и естественную удовлетворённость. Вы хотите его применить? Что ж, тогда, направляя своего сына или дочь на какое-то важное дело, подчеркните его (ребёнка!) достоинства, выскажите уверенность в его возможностях, окажите (и выскажите!): доверие и предпочтение в выполнении важных, нужных и полезных дел: внушите уверенность в своих силах и заодно укажите значение предполагаемого дела для его развития, взросления и... улучшения отношений с домашними.

Вторым по значимости методом воздействия на детей является уже знакомое вам убеждение, применять которое, вообще-то, нужно в случаях, когда ребёнок либо не понимает, зачем ему всё это нужно делать, либо по каким-то причинам делать этого не хочет. Что ж, при применении этого метода не жалейте сил на рациональную аргументацию, но обязательно делайте её образной и эмоциональной: детям это необходимо.

Третий метод словесного воздействия — увещевание. Применять его нужно тогда, когда вы либо уже несколько испортили взаимоотношения с вашим ребёнком, либо даёте ему нечто, не оговоренное до того в его обязанностях. По своей сути это приспособление и «подлизывание» — обещание неких благ, льгот и привилегий, но по крайней мере на некоторое время метод этот может дать неплохие результаты. Однако злоупотреблять им не стоит хотя бы потому, что увещевать в следующий раз вам придётся куда больше и вместо конфеты с вас могут потребовать уже целую шоколадку.

Четвёртый метод — понуждение, которым, увы, охотно злоупотребляют взрослые. Это те самые случаи в вашей семейной педагогике, когда вы направляете ребёнка на нужное вам поведение (или пресекаете поведение нежелательное) за счёт более или менее явных намёков на возможные очень и очень нежелательные для него последствия или даже открытого предупреждения («Ещё раз сделаешь так — пеняй на себя!»).


Яндекс.Метрика