Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Кнут и пряник как метод воспитания ребенка

altМало кто знает, что фразу о том, что всякое управление требует кнута и пряника, оставили нам в наследство древние римляне, хотя нет, наверное, ни одного человека, который бы не знал об этих атрибутах воспитания. Однако, Подарив нам этот принцип, авторитеты прошлого ничего не сообщили о пропорциях, в которых следует. применять эти самые кнут и пряник. Естественно — они ведь сильно зависят от конкретной ситуации. Но иногда нынешние родители, решая для себя вопрос о соотношении кнута и пряника в воспитании, склоняются к кнуту, переходя на педагогику запретов и наказаний, а то и к «ременному воспитанию». А причина — в неумении и нежелании поощрять, ибо делать это надо умеючи и постоянно, что, конечно же, требует куда больше внимания и сил, нежели эпизодическое, хотя и систематическое, применение наказания. А ведь подобная «экономия» чувств — явная ошибка здравого смысла, предрассудок лени, ибо силы, потраченные на поощряющую педагогику в детстве, сторицей окупятся далее, причём особенно в подростковом возрасте. Выражаясь экономическим языком, самоокупаемость поощряющей педагогики куда выше, нежели педагогики наказаний, а эффективность и воспитательные последствия вообще несоизмеримы, тем более что поощрение является предтечей, условием и следствием педагогики любви, каковая, как вы, наверное, уже поняли, мудрее самых мудрёных педагогических изданий.

Однако довольно часто приходится слышать и другое, весьма рациональное объяснение увлечения педагогикой наказаний. Дескать, человек (а ребёнок тем более) — существо неблагодарное, к хорошему привыкает быстро, отчего пряниками можно «перекормить», а вот наказанием— нет. Помилуйте, но ведь и к наказанию привыкают! Что же касается «перекорма», то неужели вы не понимаете, что уменьшение дозы поощрения для человека, который к нему привык, и есть самое сильное наказание! 

Причём такое наказание — это чрезвычайно важно — заставляет его самого полностью самостоятельно и весьма активно искать причины уменьшения дозы поощрения, а не метаться в поисках извне навязанного и не вполне понятного выхода под градом негативных санкций. Так что, если вдуматься, альтернативы между поощрением и наказанием не существует, тем более что некоторые читатели уже, наверное, продолжили мою мысль и пришли к выводу о том, что уменьшение дозы наказания — это солидное поощрение. Да и в этом вы правы. Как и в том, что вообще-то воспитание без наказания — вещь такая же нереальная, как вечный двигатель. Но наказанием не следует увлекаться, ибо, скорее всего, оно породит раба, а не человека. И наказывать детей в целях воспитания нужно уметь. Впрочем, так же как и поощрять, и именно с поощрения (как наиболее приятного) мы и начнём.



Яндекс.Метрика