Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Примерное содержание занятий по развитию речи для детей от 9—10 месяцев до 1 года

Примерное содержание занятий по развитию речи для детей от 9—10 месяцев до 1 годаПоказ игрушки (кошки)
Ход занятия. Трое-четверо детей сидят на низком диване. Воспитатель садится перед ними на детский стул на расстоянии вытянутой руки. Она показывает детям игрушечную кошку, держа ее в руках, и при этом говорит: «Киса, вот какая киса: «кс-кс-киса». Она говорит выразительно, подчеркивая слово киса, гладит ее, а затем прячет. «Где.киса? Нет кисы. Позовите кису: кс-кс-кс, сделайте ручками так». (Показывает.) Дети подражают. Воспитатель снова показывает кошку: «Вот киса».

При повторных занятиях показывают разных игрушечных кошек. Эти занятия желательно проводить после того, как дети видели живую кошку. Аналогичным образом проводятся показы куклы и других игрушек (петушок, собака, заяц).

Занятие с мешочком
Ход занятия. Воспитатель говорит: «Какой красивый мешочек у меня. Посмотрим, что в нем». Вынимает игрушку кошку: «Кто это, дети? Киса. Мяу-мяу. Погладьте кису». Воспитатель прячет кошку, затем показывает ее и снова ставит на стол. Затем вынимает собачку, петушка и таким же образом о них говорит. Наконец каждому ребенку дается по игрушке и предлагается положить их в мешочек. (Такие же игрушки даются детям для самостоятельной игры.)

Примечание. Те же игрушки можно показать малышам в инсценировке «Кто в домике живет?».

Во время игр-занятий необходимо и правомерно использовать игровые приемы. Это могут быть элементы сюрпризности на занятиях по развитию речи, использование веселых потешек, припевок при развитии движений. Развивая у самых маленьких упор ног (движение подтанцовывания), воспитатель приговаривает:

Прыг-скок низко, Прыг-скок низко, Прыг-скок высоко-высоко!

На последних словах воспитатель поднимает малыша вверх. При обучении ребенка ходьбе приговаривает, напевает:

Уходи с дороги кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет,
Топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ,
Вот какая Танечка!

Во время игры-занятия воспитатель включает малыша в процесс показа, объяснения. Малыш зовет петушка, которого ему показывают, кормит его, вместе с воспитателем кладет кубик на кубик, ударяет в бубен и т. д.

Важно, хотя и трудно, сформировать у детей в конце года элементы предметно-орудийной и игровой деятельности. При этом основное внимание направляют на то, чему дети сами без помощи воспитателя не смогут научиться. Так, ребенок в 8—9 месяцев без помощи воспитателя может вынимать предметы из миски, открывать крышки у кастрюль, снимать кольца со стержня крупной пирамиды, вмонтированной в стол. К этим действиям ребенка побуждают сами предметы. Освоить противоположные действия (закрывание, вкладывание, нанизывание) малышу без обучения этому трудно. Воспитатель на занятиях не только обучает ребенка соответствующим действиям, но и старается, чтобы малыш быстро увидел их результат. Для этого ему дают небольшое число предметов, например шариков, которые надо положить в мисочку, или колец, которые надо надеть на стержень.

При обучении новому действию воспитатель дает ребенку в руки игрушку, скажем одноместную матрешку, а на своей такой же игрушке показывает действие и называет его («надо закрыть матрешку»). Если малыш не подражает действию воспитателя, воспитатель берет руки малыша в свои и вместе с ним проделывает нужное действие.

Постепенно ребенок начинает воспроизводить, что делает воспитатель, а затем выполняет действие по словесному его указанию. Стимулом для выполнения (повторения) действия становится желание получить результат. Способствует этому и использование элементов сюрпризности, как бы подкрепляющих эффект действий: открыл малыш мисочку, матрешку, яйцо (деревянное), а там маленькая куколка, матрешка, цыпленок. Положил шарик в мисочку, кастрюльку, а он мелодично зазвучал. Эти приемы побуждают детей повторять действие еще и еще раз. К концу года иногда наблюдается перенос действий. Например, воспитатель учил малыша вкладывать игрушки в мисочку. Увидев новое ведерко, малыш проделывает с ним те же действия. Это проявление элементов наглядно-действенного мышления.



Яндекс.Метрика