Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Настрой детей на речевую активность

Настрой детей на речевую активностьНастрой детей на речевую активность может начинаться и с эмоционально-речевого общения, как и в первом полугодии, с включением в речь звуков для подражания. Чтобы сосредоточить ребенка на мимике и артикуляции в течение 1 — 1,5 минут, воспитатель разнообразит приемы произнесения слов и звукосочетаний: говорит то нормальным голосом, то шепотом, то почти беззвучно, по-разному интонируя, с подчеркнутой артикуляцией. Вначале ритмично повторяют звуки, освоенные ребенком, затем к знакомым добавляют новые.

Далее ребенку последовательно (т.е. сначала одну, потом другую) показывают две игрушки, отличные по виду, с простым по звуковому составу названием. Например, матрешку («ба-ба») и плюшевую собачку («ав-ав»); или куклу («ляля») и кошку («киса»). При показе используют прием сюрпризности: внезапного появления и исчезновения (эти моменты отсутствия предмета благоприятны для того, чтобы вызвать речевую активность: «Кто ушел? Позови!». С игрушкой выполняют одно-два действия: ляля идет («топ-топ»), сидит («сядь!»); собачка бежит, лает; петушок клюет зернышки, поет. Ребенку предлагают показать, где ляля или собачка, найти у ляли глаза, носик, у собачки ушки, хвостик; воспроизвести звукосочетания и слова, которые использует воспитатель, называя игрушку и действия с ней («дай, иди, бах —упала»). Воспроизвести полностью слово ребенку трудно. Чтобы поддержать речевую активность, педагогика допускает на этом возрастном этапе замену полного слова облегченным звукосочетанием. Воспитатель же произносит и полное, и облегченное название: «Вот машина ту-ту, собачка ав-ав».

В ходе предшествующего изложения упоминалось, что движения кисти и пальцев могут возбуждать центры артикуляции. Поэтому, когда ребенку на занятии предлагают, например, указать на предмет или его части («Покажи, где у собачки глазки... ушки»), то этот прием помогает не только сформировать и проверить понимание речи, но и косвенно активизирует артикуляторные движения. Усиливая этот прием, вторую часть занятия можно трансформировать. Показать детям не две, а одну игрушку. Сначала это чисто объектно направленное общение: игрушка появляется, воспитатель называет ее, проделывает с ней одно-два действия. Эта часть занятия помогает ребенку усвоить название предмета и действий с ним, проделываемые воспитателем. Мотом внимание малыша переключают на ответы жестами и действия с игрушкой: «Покажи, где глазки, покорми (посыпь зернышки) петушка, погладь собачку, позови ее». Все это поддерживает интерес к игрушке, развивает понимание, игровые действия. А движения руки и пальцев активизируют возбуждение центров артикуляций. Вместе с тем движения руки не подменяют приемы стимулирования голосовой и речевой активности. Они используются не вместо них, а наряду с ними. В противном случае формируется стойкая привычка отвечать жестом, мешающая речевым ответам. Вот почему занятие заканчивается эмоционально-речевым общением (разговор без игрушки) с использованием уже описанных приемов и обязательным повторением слов и звукосочетаний, употребляемых педагогом в начале и середине занятия.

Между отдельными частями занятия делают небольшие паузы (10—20 секунд), чтобы дать ребенку возможность произнести звуки. Однако, учитывая большую подвижность детей, эти паузы не должны быть длительными, иначе трудно сохранить внимание ребят и в этой части занятия, и при последующем показе игрушек.[s][/s]


Яндекс.Метрика