Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Занятие с детьми по развитию и понятию речи

Занятие с детьми по развитию и понятию речиПри воспитании ребенка до 3 месяцев непосредственная помощь взрослого нужна постоянно. После 5—6 месяцев с формированием у них восприятия в процессе предметной деятельности игрушки и пособия все чаще используются в дидактических целях. Как они преподносятся ребенку? На 7—9 месяце жизни под влиянием воспитания у детей постепенно начинает формироваться подражание. В этот период показ взрослого выступает уже в качестве образца, т. е. становится дидактическим приемом. Но предпосылки, основа подражания закладываются раньше, в частности на занятиях с детьми первого полугодия жизни по развитию голосовых реакций.

Происходит это следующим образом. Воспитатель так кладет, малыша, чтобы тот хорошо видел его лицо. Затем около минуты общается с ребенком, произнося наряду с ласковыми словами протяжно звуки: а-а-а, а-гу-у. После короткой паузы те же звуки произносит беззвучно, но так, чтобы ребенок видел движения губ. При систематическом использовании этого приема уже в 3—4 месяца малыши шевелят губами, складывая их так, как будто произносят «а-а» или «у-у», а иногда и воспроизводят эти звуки.

Во втором полугодии первого года жизни развивается и понимание речи. Благодаря этому меняется характер ознакомления ребенка с окружающим, организация его действий, поведения. На смену эмоциональному общению приходит объектно направленное, в процессе которого ребенок знакомится с миром вещей, его окружающим, учится выполнять доступные ему действия, движения. Правда, в конце первого года посредством слова у ребенка можно вызвать лишь знакомые движения и действия, закрепить ранее полученные умения и навыки. Но и эта возможность говорит о том, что между ребенком и взрослым складываются начатки таких отношений, когда взрослый показывает и объясняет, а ребенок усваивает. Вот как проходят занятия по развитию речи и предметной деятельности во втором полугрдии.

Занятие по развитию речи
должно начинаться с «настройки» малышей на речевую активность. Поскольку она нарастает очень медленно, важно, чтобы дети услышали звуки (речь) заранее и настроил и артикуляционный аппарат на произнесение некоторых слов и звукосочетаний, которые позже, прозвучат в занятии при показе предметов. Настройка детей на речевую активность возможна в процессе организации детей на занятие. Убирая игрушки, воспитатель ведет куклу, приговаривая «топ-топ», укладывая спать, напевает «а-а-а», просит детей повторить эти звуки или ведет малыша за руку, чтобы усадить для занятий за стол: «Кто-то придет сейчас в гости к Вове: «ав-ав». Расставляя малышей у барьера манежа или на горке, откуда им хорошо будет виден показ игрушек, воспитатель говорит: «Сейчас заниматься будем. Опять к нам в гости прилетит петушок и запоет: «ку-ка-ре-ку». Как запоет петушок? Дима, — обращается воспитатель к ребенку, который прошлый раз повторил песню петушка,— скажи, как пел петушок?» («Ку-ка-ре-ку».)



Яндекс.Метрика