Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Развитие голосовых реакций у детей

Развитие голосовых реакций у детейДо начала занятий воспитатель создает в группе спокойную обстановку. Убрав лишние игрушки, располагает в манеже 2—3 детей, имеющих одинаковый уровень развития, так, чтобы они его хорошо видели. Самых маленьких для индивидуальных занятий можно положить на пеленальный стол. (Если занятие ограничивается ласковым разговором, то его продолжительность должна быть около 3 минут. Если занятие включает разнообразные приемы, его длительность увеличивается до 6 минут.)

Начинают занятие с эмоционально-речевого общения. Это ласковый разговор, обращение даже к самому маленькому ребенку по имени. Чтобы вызвать оживление, разговор иногда сопровождают легким поглаживанием грудки ребенка. Но главное в таком общении — речь. И важно, чтобы постепенно дети привыкали вслушиваться в разговор воспитателя с ними, следить, как он артикулирует звуки. Занимаясь с детьми до 5 месяцев жизни, полезно произносить гласные звуки, а для детей старше 5 месяцев — слоги, включающие согласные п, б, м. В разговоре с детьми воспитатель использует и ритмическую, напевную речь, например потешки. После эмоционально-речевого общения длительностью примерно 1,5 минуты взрослый, не отходя от манежа, делает паузу, давая возможность малышам произнести ответные звуки, вызывая их на продолжение общения.

Затем показывает игрушку (лучше звучащую). Если это погремушка с удобной ручкой, можно дать ее ребенку. Если это музыкальный инструмент (мирлитон, бубен, металлофон), воспитатель играет на нем, потом передвигает в поле зрения малышей, чтобы вызвать слежение. Чтобы во время самостоятельного бодрствования игрушка побуждала детей к произнесению звуков, ее показ на занятии воспитатель сопровождает речью.

После небольшой паузы, которая опять-таки рассчитана на то, чтобы дети произносили ответные звуки, игрушки убирают и снова начинают эмоционально-речевое общение, т. е. повторяют первую часть занятия. Это повышает голосовую активность ребенка. Чтобы поддержать слуховое внимание детей, воспитатель произносит слова с разнообразной интонацией, говорит то громко, то тихо. Полезно даже беззвучное произнесение гласных (а, о, у). Этот прием вызывает у детей соответствующие подражательные движения, если они видят, как двигаются губы взрослого; так ребенка легче обучить воспроизведению звуков.

В возрасте от 3 до 6 месяцев у детей необходимо развивать движения руки. В 3—3,5 месяца малыш ощупывает предмет, например погремушку, подвешенную на ленте, и захватывает ее. Но он еще не умеет четко направлять руки к видимому предмету и брать его. С 4,5 месяца ребенок, сосредоточившись, берет игрушку двумя руками (иногда одной), которую держат у него над грудью. В 5—6 месяцев ребенок берет игрушку из любого положения, когда ее оставляют в руках малыша, чтобы он освоил умение удерживать предмет, он не роняет погремушку 1,5—2 минуты. Но, хотя ребенок за 2—3 месяца проходит большой путь развития, к концу первого полугодия жизни умение брать и удерживать предмет, или, как его называют, «хватание», у него еще далеко не совершенно. Руки ребенка двигаются к предмету не по кратчайшей прямой, а петлеобразно, часто отклоняются от основного направления. Кроме того, все предметы схватываются одинаково: прижимаются пальцами к ладони. Хватание — основное умение ребенка до шести месяцев жизни. На его основе позже формируются разнообразные предметные действия и основные движения (ребенок встает, придерживаясь за стойки манежа, ходит, держась за опору).



Яндекс.Метрика