Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Особенности развитии и индивидуальные занятия для детей первого года жизни

Особенности развитии и индивидуальные занятия для детей первого года жизниБез своевременного развития движений руки в 3—6 месяцев невозможно в дальнейшем развитие предметной деятельности. Целевые действия, т. е. использование предмета, игрушки по назначению, формируются в основном в последней четверти года. Но отдельные их проявления на фоне преобладания постукивания, размахивания, бросания, т. е. нецелевых действий, можно наблюдать в 7—9 месяцев. Этот период тоже важен в развитии предметной деятельности: во-первых, тем, что малыш учится приноравливать руку к форме предмета (погремушку он держит в кулаке, мяч берет растопыренными пальцами и т. д.); во-вторых, тем, что ребенок познает свойства предметов (они падают и т.д.).

В первой группе раннего возраста дети находятся до 1 года — 1 года 2 месяцев, т. е. до момента, когда они начинают уверенно ходить. Задержка детей старше этого возраста в первой группе может привести к отставанию в их развитии.

Дети первого года жизни нуждаются в индивидуальном обслуживании и обучении. Осуществить это поможет комплектование группы детьми разных (указанных выше) возрастных подгрупп. Поскольку малыши в этом случае будут жить по разным режимам, в определенный момент будет бодрствовать лишь небольшая часть группы.

Первые три месяца ребенок, как правило, воспитывается в семье. (Государство обеспечивает матери оплачиваемый в размере 100% заработной платы послеродовой отпуск. К нему обычно присоединяют и очередной.) Дети старше трех месяцев по желанию родителей могут воспитываться в яслях-саду. Персонал дошкольного учреждения должен обеспечить все необходимое для нормального развития ребенка, опираясь на умения, которые у него сформированы .

Прежде всего нужно проверить, как развиты зрительные реакции. Напомним, что раньше всего у ребенка формируется умение сосредоточивать взгляд на лице взрослого и игрушке в положении лежа на спине. А у трехмесячного малыша это умение должно проявляться, когда его держат на руках в вертикальном положении. Няня держит малыша, а воспитатель, находясь примерно на расстоянии полуметра, разговаривает с ним. Или же воспитатель одной рукой держит малыша, голова которого опирается о его плечо, а другой — показывает ему игрушку. Сначала игрушку медленно перемещают, затем держат неподвижно, чтобы малыш сосредоточил на ней взгляд.

Считается, что зрительные реакции сформированы, если ребенок сосредоточивает взгляд на лице взрослого, говорящего с ним, или на игрушке в течение 30—40 секунд.

Развитие эмоций и социального поведения можно проверить, наблюдая, как ребенок, лежащий в манеже, реагирует на ласковый разговор взрослого или на звуки, издаваемые лежащим с ним рядом другим ребенком. Наклонившись к малышу на расстояние 25—30 см, с ним разговаривают в течение 1—2 минут, улыбаются.

Считается, что умение сформировано, если в ответ на это ребенок сначала смотрит сосредоточенно, потом (после 1—2 обращений) у него возникает и постепенно нарастает «комплекс оживления». Длится он 10—15 секунд и сохраняется после прекращения общения.

Услышав звуки, малыш сначала ищет взглядом источник, откуда они идут, потом сосредоточивает взгляд на лице соседа, а затем реагирует «комплексом оживления».

Проверяя умение ребенка удерживать голову в положен и и на животе, воспитатель становится напротив него (расстояние 50—70 см), разговаривает или гремит погремушкой, держа ее на высоте 20—30 см от подстилки манежа. Если ребенок, рассматривая игрушку или взрослого, высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, и сохраняет такое положение 2—2,5 минуты, можно считать, что умение сформировано.


Яндекс.Метрика