Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Воспитание у детей понимание круга своих обязанностей

Воспитание у детей понимание круга своих обязанностейКазалось бы, цель достигнута — активное положительное отношение  детей к труду налицо. Но нет, это ещё не всё. Да, побуждение к выполнению трудовых действий перешло у ребёнка из внешнего во внутренний план. Но ещё не возник один важный момент — понимание круга своих обязанностей.

Вспомните-ка: в чём более всего проявляет себя зрелая, сложившаяся личность? В инициативе и ответственности, которые в свою очередь, основываются как раз на понимании круга своих обязанностей, когда любое из совершённых действий, каждый, пусть даже небольшой поступок, внешние условия и обстоятельства, жизненные ситуации, окружающее и окружающие в конечном счёте рассматриваются через призму дела, которому ты служишь, и безболезненно находят своё место в нем, хотя уже никто не даёт нам подсказок, да и не нужны они, когда чётко знаешь конечные цели и хорошо владеешь средствами для их достижения... В общем-то, всё достаточно просто. На третьей стадии ребёнок действительно делает то, что нужно не только «от сих до сих», в заданных ему вами границах и рамках, никак не пытаясь их расширить, видоизменить алгоритмы действия, проявить в делах зачатки пресловутой инициативы и ответственности не за строгое выполнение предписанного, а за конечный результат...

Значит, на третьей стадии обязательно начинайте терпеливо, но постоянно систематизировать труд вашего ребёнка, вводить все его пока ещё одиночные действия в строгую систему, замечая и отмечая каждое из них и немедленно указывая место этого действия в круге обязанностей ребёнка, делах семьи и общества. Неустанно подчёркивайте полезность выполняемых дел, дабы малыш ваш постоянно ощущал себя участником большого и важного.

И тогда наступит четвёртая стадия, когда ребёнок осознаёт круг своих обязанностей, сознательно начнёт делать именно то, что нужно, полезно и важно в данное время и на данном месте. Здесь уж напоминать, хвалить или ругать вам не надо, но вот замечать и отмечать, одобрять и поддерживать — обязательно, чтобы за этой весьма идеальной, «голубой» стадией, которая, увы, частенько не наступает и к старшему подростковому возрасту, наступила последняя, пятая стадия формирования активного и устойчивого положительного отношения к труду, когда полученный опыт и навыки трудовых действий ваш ребёнок будет систематически переносить в другие свои занятия и игры.

Думаю, что всё вышеописанное вам достаточно понятно и продолжать разговор на эту тему вряд лив стоит. Позволю себе сделать только одно замечание. Стадии, о которых я рассказал, выявлены в исследовании дошкольников, и, хотя кому-то это может показаться маловероятным, ещё до поступления в школу у любого нормального ребёнка вполне возможно сформировать это столь необходимое для жизни качество — положительное отношение к труду. Но может случиться и так, что качество это не возникнет в естественные для него сроки, сильно запоздает с появлением на свет, не сформируется дал{е и к подростковому возрасту. Что же, тогда, руководствуясь . мудрым принципом «лучше поздно, чем никогда», определите на какой именно стадии из перечисленных застряло ваше чадо и хотя и на другом, более высоком уровне (подросток — не дошкольник!) начинайте воспитательную работу, стремясь к продолжению последовательной смены вышеперечисленных стадий.


Яндекс.Метрика