Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Конец дошкольного периода

altЧто ещё можно сказать о дошкольном периоде? Прежде всего, наверное, то, что ролевая игра, будучи следующей деятельностью этого возраста, не остаётся единственной. Дошкольник включается в различные организованные занятия, приучается к выполнению режима и несложных форм труда, в первую очередь бытового. Последнее очень важно, поскольку доказано, что в условиях правильно поставленного воспитания самостоятельное выполнение бытового труда формирует устойчивое положительное отношение к труду в целом.

И ещё одно. К концу дошкольного периода на основе развития самопознания, появления самооценки, системы житейских понятий и т. п. формируется центральное новообразование этого периода — внутренняя позиция. Складывается она из того, как малыш относится к тому объективному положению, какое он занимает в мире, и одновременно к тому, какое он о нём хочет занимать, а основывается на осознании ребёнком себя самого как субъекта, занимающего определенное место в жизни.
Ну а потом в жизни вашего ребёнка наступает ещё одно важное событие, знаменующее его первый шаг по лестнице гражданской зрелости. Первый раз— в первый класс. Младший школьный возраст.

С этим возрастом и родители, и дети во все времена связывали, связывают и будут связывать огромные надежды. Первые искренне надеются на то, что школа превратит их детей в сознательных граждан, а вторые — что учёба широко распахнет перед ними двери взрослого мира. Увы, далеко не все из многочисленных слагаемых этих надежд в конце концов воплощаются в действительности. А причиной этого чаще всего оказываются ошибки, допущенные родителями с начала в дошкольном, а потом и в младшем школьном возрасте. На что нужно обратить внимание? На два главных момента: воспитание и формирование произвольного поведения и качество усвоения научных понятий.

Первое — это естественное для любого взрослого человека умение управлять своими действиями и поступками. Его-то как раз и не хватает младшим школьникам, которые, как показывают специальные исследования, иногда просто не в состоянии сознательно регулировать свои желания, идти к достижению поставленной цели. Почему? Потому что дети этого возраста не могут предусмотреть последствия совершаемых ими действий и поступков. Отсюда два главных условия формирования произвольного поведения: воспитание у ребёнка умения предвидеть эти последствия своего поведения (в первую очередь для других людей) и развитие у них способности к эмоциональному отклику и сочувствию.

И второе. В регулировании произвольного поведения человека огромную роль играет его способность ставить сознательную цель, принимать осознанные намерения (более отсроченные по времени, чем цель, и требующие достижения нескольких промежуточных целей). И, соответственно, добиваться их. Этой способности тоже ещё нет у младших школьников, тем более что эмоциональность их частенько играет с ними злую шутку — сильные потребности и эмоции могут как бы заблокировать весь интеллект ребёнка и заставить его принять просто невыполнимое решение. И здесь дети крайне нуждаются в помощи взрослых.



Яндекс.Метрика