Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Важный период в развитии ребёнка

altВ этом возрасте ваша роль в жизни ребёнка меняется. Вы уже не «удовлетворитель» всех его потребностей, а, скорее, носитель и передатчик общественного предметного опыта, предметных действий и специфических человеческих форм общения. Ведь раннее детство — это период преобладания уже упоминавшейся предметной деятельности, активного освоения ребёнком окружающей его вещной действительности и связанного с нею общения со взрослым.

На что следует обратить особое внимание? Прежде всего на речь — больше, нежели в младенчестве. На организацию постоянного общения с ребёнком и на создание у него потребности в активном использовании слов. Вначале — включая их в выполнение интересных для малыша действий, ту же игру с предметами, которые он должен не только изучать, но заодно и называть. Далее (примерно с 1,5 гота) начинается уже и собственно речевое общение, связанное со словом, имеющим вполне определённое значение, и с переходом от слов, отнесённых ко многим предметам или всей ситуации в целом, к словам однозначным, т. е. когда вы терпеливо отучаете малыша от привычки одним удобным для него сочетанием звуков называть и куклу, и мячик, и погремушку, повторяя всякий раз их подлинное название. 
На что ещё? На организацию деятельности с предметами. Раз у ребёнка есть в ней потребность, нужно ( использовать как можно лучше и разнообразнее. II за счёт всевозможных «конструкторов» и тому подобных развивающих игрушек.

Одновременно исподволь приучайте малыша к навыкам самообслуживания, ухода за собой — лучше всего через ту же предметно-манипулятнвную игру. И ни в коем случае не сковывайте самостоятельности ребёнка — её лучше сознательно направлять, достаточно чётко контролируя разнообразные «Я сам!» и только при необходимости приходя на помощь. Ведь в раннем детстве возникает ещё одно крайне важное новообразование — осознание себя как субъекта. И порождение новой могучей потребности — в самостоятельности, которая на первых порах может буквально подавлять все остальные. Потребность эту нужно не только учитывать, но и удовлетворять. Разумно — не идя навстречу всем детским желаниям, но и не подавляя их, а скорее, стремясь переключать ребёнка на что-то более притягательное, что в то же время будет способствовать сознательному усвоению им социальных норм. «Я сам» малыша — это и чувство собственного достоинства, и осознание своей значительности, и гордость за свои возможности, и многое, многое другое. И если всё это многое не найдёт своего выхода, на фоне глубокого неудовлетворения у ребёнка, ещё недавно столь тянувшегося ко взрослым, возникнет упрямство и негативизм по отношению к ним, так называемый кризис 3 лет, доставляющий много хлопот родителям и знаменующий, увы, частенько, переход от раннего детства к дошкольному периоду.



Яндекс.Метрика