Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Педагогика семейного воспитания

altК тому же нельзя не отметить, что зеркало-то это всегда бывает с двойным дном, и ваш ребенок является для вас не только воспитуемым, но и воспитателем, Советские психологи А. У. Хараш и О. М. Де«: рябина, впервые обратившие внимание на эти воспитательные функции ребёнка, утверждают, что наши дети, во-первых, предъявляют нам образцы поведения, принадлежащие к числу высших этических эталонов: сосредоточенность на исследуемом предмете бескорыстную и самозабвенную (у нас же этого зачастую не остаётся), а также доверительное подлинно диалогическое общение без свойственных нам, взрослым, защитных механизмов. Во-вторых, они предоставляют нам, взрослым, редкую возможность, встав на детскую точку зрения увидеть мир по-новому, без искажающих наше восприятие стереотипов и точно, без свойственных нам, взрослым, «соглашательских» моментов, именно дети возвращают нам действительно точное зеркальное изображение нас, родителей, свободное от всяческих «взрослых» искажений. Весьма важно здесь то, что, по мнению авторов, дисфункции семейного воспитания (зачастую основывающиеся на отказе родителей принимать своего ребёнка таким, каким он есть) проистекают из-за неспособности, взрослых людей принять своё собственное «Я», усматриваемое в миропонимании и поведении ребёнка, и процесс воспитания малыша взрослым идёт тем менее успешно, чем менее успешно «обратное» воспитание взрослого ребёнком.

Так что формула «дети — зеркало родителей» верна лишь отчасти, отчего сплошь и рядом слепо использующий её родитель может оказаться Алисой в Зазеркалье. И можно вполне согласиться с И. С. Коном, утверждающим, что конкретные свойства личности ребёнка в принципе не выводимы ни из свойств личности родителей, ни даже из отдельно взятых методов воспитания.

«Очень странно,— скажет, видимо, здесь придирчивый читатель. —
Похоже, что автор берётся опровергнуть веками утвердившиеся педагогические истины о роли семейного воспитания в формирование личности ребёнка и о личном примере родителей как основе семейного воспитания».

Да нет, конечно же, нет. Семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации личности ребёнка, ибо по сути своей она является микроячейкой общества, естественной средой развития малыша, к влиянию которой он, конечно же, чрезвычайно восприимчив. И весь комплекс составляющих семейной среды и морально-психологического климата семьи — даже такие формальные на первый взгляд, как социальное положение, род занятий и уровень образования родителей, состав семьи и материальная её обеспеченность,— в течение очень длительного времени определяют формирование личности ребёнка, его поведение и деятельность. Однако в том-то и дело, что влияние семейной среды и её компонентов имеет столь сложный, полифункциональный, более того системный характер, что однозначный прогноз по какому-либо компоненту далеко не всегда окажется верным. А по некоторым из компонентов полученные результаты попросту опрокидывают наши привычные представления.



Яндекс.Метрика