Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Бездумное и легкомысленное отношение к деньгам

altА в конечном счёте ваше бездумное и легкомысленное отношение к деньгам ощутимо воспрепятствует воспитанию разумных потребностей и формированию экономического мышления у ваших детей.

Обсуждать эту проблему можно много и долго, но как исходное напомним, что воспитание — это процесс, который совершается не столько за счёт совокупности каких-то специфических педагогических приёмов, сколько вследствие усвоения ребёнком всего комплекса реальностей жизни семьи. И потому первым необходимым условием успешного формирования у детей вышеперечисленных важных качеств выступает подлинная разумность планирования и распределения вашего семейного бюджета.

Вторым условием является максимально широкое (разумеется, с учётом возраста) привлечение детей к обсуждению доходов и расходов семьи. Ребёнок обязан знать, откуда берутся в семье деньги; должен понимать необходимость расходов на удовлетворение насущных потребностей; чётко осознавать, что только после их удовлетворения возможны другие, более приятные траты. В общем, уметь подчинять свои собственные интересы и потребности потребностям и интересам своей семьи.

Разумеется, «проект» возможных решений должны составлять родители, но на совместном семейном совете он должен не только приниматься, но и обсуждаться и корректироваться. Подключение детей к обсуждению можно начинать уже с младшего школьного возраста, особенно в связи с расходами, направленными непосредственно на них, исподволь формируя у них осмысленность в подходе к семейному бюджету. С подростком следует уже вполне серьёзно обсуждать почти все семейные покупки, советоваться с ним.

Третьим важным условием формирования у детей разумных потребностей и экономического мышления является воспитание у них планомерности и рациональности в распределении собственных средств. Мы имеем в виду пресловутые средства на «карманные расходы» и разовые поступления мелких денежных средств, получаемых от родителей и родственников. Воспитательное значение этого момента подчёркивал А. С. Макаренко, утверждавший необходимость выдачи ребёнку карманных денег и наличия у него собственной «сметы», когда он фактически был бы вынужден самостоятельно обдумывать и планировать свои расходы с тем, чтобы купить что-то понравившееся (именно в этих условиях деньги на карманные расходы будут иметь воспитательное значение).

Начинать это воспитание можно с поощрения собирания полученной от родителей мелочи в копилки — это можно делать уже с 5—6-летнего возраста, обязательно придерживаясь «права собственности» ребёнка на эти сбережения. Ни в коем случае нельзя изымать их под тем или иным предлогом. Единственно—одалживать с согласия «хозяина» с неукоснительной отдачей в оговоренный срок.



Яндекс.Метрика