Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Формирование у детей положительного отношения к труду

Формирование у детей положительного отношения к трудуСхема действия каждого вида компетенции весьма проста, но чревата далеко идущими последствиями. Положительная компетенция («ты можешь») последовательно укрепляет в ребёнке веру в свои силы, рождает положительное мнение о себе, развивает самоконтроль и ответственность, самостоятельность и конечную уверенность в себе. Отрицательное же стимулирование компетенции последовательно ослабляет в нём веру в свои силы, формирует отрицательное мнение о себе, порождает ориентацию на внешний контроль, боязнь ответственности, зависимость и в конечном счёте приводит к формированию не уверенной в себе личности. Так что, как видите, и в этой области трудового воспитания проявилось действие принципов системности и комплексности, ибо азы вашего отношения к полезной трудовой деятельности ваших детей определяют и конечный результат воспитания.

И ещё одно, о чём нужно упомянуть. Формирование у детей положительного отношения к труду следует начинать ещё в дошкольном возрасте, ориентируясь на выделенные советским психологом Я. Неверовичем пять стадий.

На первой из них ваш ребёнок в общем-то понимает, что дело, которое ему поручили, важно для других и для него, но, несмотря на свои благие намерения, не умеет приняться за него и уж тем более довести до конца. Значит, основой вашей семенной трудовой педагогики должен стать на этой стадии постоянный, систематический внешний контроль за действиями вашего ребёнка. Момент этот тем более я важен, что мы, родители, порой умудряемся либо вообще пускать активность ребёнка на самотёк, либо зажимаем его в такие жёсткие тиски контроля, что он начинает задыхаться.

Поэтому подбирайте вашему малышу на этой стадии не то чтобы очень уж лёгкие, но — главное — достаточно непродолжительные по затратам времени и сил дела, чтобы и конечная цель действия была ему видна, и приедаться оно не успевало, да и вы могли контролировать активность малыша от начала до конца. И если вы сможете обеспечить тонкий и чёткий контроль, первая стадия незаметно и безболезненно перейдёт во вторую.

Сущность этой стадии — ребёнок может уже что- то делать без внешнего контроля, но приступать к этому чему-то будет только по вашему распоряжению, выполняя лишь то, что непосредственно относится к его действию или обязанности. Что ж, раз так, не упускайте этот весьма важный момент выдачи распоряжения. Но при этом ни в коем случае не забывайте и о другом — крайне необходимом детям подкреплении («молодец, всё у тебя получается так, как надо») и особенно оценке результатов действия: в общем-то похвалы («сделано на «пять»), но в частности, если необходимо, и добродушной, благожелательной критики («жаль, но что-то у тебя не то получилось») с обязательными конструктивными выводами («давай-ка разберёмся почему»). И если вы все это сделаете, наступит третья стадия, когда ваш малыш, взывая у вас чувство умиления, начнёт делать то, что надо, и помогать вам и без ваших распоряжений.


Яндекс.Метрика