Психология семейных отношений, этика и психология семьи
Психология семейных отношений

Воспитание ребенка по законам труда и морали

Воспитание ребенка по законам труда и моралиСкажите,  что бы вы сделали, если бы из всех возможных качеств личности вашего ребёнка — трудолюбия, нравственной воспитанности, физического совершенства и эстетической развитости (за исключением интеллекта и образованности, поскольку это не только результат воспитания) — вам бы предложили выбрать только два? Думается, что вы остановились бы на двух первых. И вовсе не потому, что трудовое и нравственное воспитание является основой формирования всесторонне развитой личности. Просто если уж действительно выбирать, то только то, без чего и прожить-то невозможно, а здесь ясно, что ни бицепсы, ни способности отличать Шартра от Сартра не обеспечат человеку таких возможностей, как трудолюбие и высокая нравственность. И именно поэтому я и решил остановиться на проблеме воспитания этих качеств особо.

Сразу нужно сказать, что мы не будем повторять то, что уже не раз говорили другие. И целям, и принципам, и методам трудового и нравственного воспитания посвящено такое огромное количество изданий, что было бы просто нечестно по отношению к читателю очередной раз пересказывать ему уже хорошо известные истины. Тем более, что формирование коммунистического отношения к труду и коммунистической же морали и нравственности является стержнем общего процесса коммунистического воспитания трудящихся нашей страны, находится в центре внимания всех, без исключения, общественных институтов. И потому рассказать я хочу только о том, что по моим данным, не получило ещё достаточного освещения в популярной литературе.

В трудовом воспитании ребенка таковым является формирование устойчивого положительного отношения к труду. Вещь, что и говорить, необходимая, ибо без этого самого отношения любой труд сначала ребёнку, а потом и взрослому будет тягостью и в лучшем случае он в конце концов научится тянуть свою лямку «от сих до сих». Для того же, чтобы это самое устойчивое положительное отношение сформировалось, вы должны всякий раз, направляя ребёнка на деятельность, добиваться создания у малыша, а потом у младшего школьника, подростка и т. д. более или менее осознанной внутренней готовности к выполнению этого действия или поручения. Так, чтобы делал он это не из-под палки, а потому, что сам захотел.

Добиться такого желания весьма нелегко, и именно поэтому я ранее уделил столько внимания умению побуждать, управлению целями, мотивами и намерениями.

Но сейчас настала пора сообщить вам о некоторых общих исходных принципах, которые неизменно способствуют возникновению у ребёнка готовности делать то, что вы ему поручаете.

Главный из них — так называемый принцип объективации поручения, сущность которого заключается в том (и на этом основывается), что наилучшее выполнение порученных действий возможно только тогда, когда ребёнок ваш убеждён, что делать их в соответствии с вашими указаниями нужно потому, что иной способ действий будет попросту неуместен. Разумеется, осознание этой неуместности вы можете у него создать и посредством намёка на весьма неблагоприятные последствия, которые несомненно явятся в случае его нежелания выполнить порученное (сиречь угрозой наказания), или, наоборот, упоминанием неких благ, которые вслед за ним последуют (т. е. обещанием поощрения). Но лучше всего это делать с помощью так называемого закона ситуации, сущность которого следующая. Поручение обязано быть поставлено так и в такой форме, чтобы было очевидным, что оно является логическим следствием объективно существующей ситуации. Ребёнок должен быть убеждён, что, если бы он оказался на месте родителя, объективные обстоятельства заставили его дать именно такие указания, которые он получил.



Яндекс.Метрика